Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Важные ссылки



РОСОБРНАЗДОР

Федеральная служба по надзору в области образования

Правительство Хабаровского края

Администрация Комсомольского муниципального района

Сообщество МБОУ СОШ Нижнехалбинского с.п. ВконтактеСообщество МБОУ СОШ Нижнехалбинского с.п. Вконтакте

Школьный этнографический музей

«Амурская радуга»

        Этнографический музей «Амурская радуга» был основан в 1991 году и размещался в отдельном помещении. В 1998 году был перенесен в основное здание школы и ныне занимает площадь 30 кв.метров, а также часть школьного двора. Долгое время музей возглавлял Валентин Ильич Гейкер, член Союза писателей Российской Федерации, Ветеран труда.

        Основные разделы музея:

  • Археология
  • Молельня — святилище
  • Жилище нанайцев конца 19-го начала 20 в.в.
  • Амурские узоры (этнография)
  • Детские игрушки
  • Мастерская рыбака, охотника
  • История села Нижние Халбы
  • История школы
  • Унесенные войной
  • Жизнь и творчество Гейкера В. И., члена Союза писателей Российской Федерации

      Отдел археологии был открыт в 2001 году. Занимает комнату в здании школы  и оформлен в виде пещеры первобытного человека.  В коллекции археологического отдела представлены орудия труда  древнекаменного (палеолит), среднекаменного (мезолит), новокаменного (неолит) - это рубила, скребки, наконечники для копий, резцы, топоры, ножи, а также подвески к халатам из бронзы и меди, фрагменты и осколки посуды из керамики, керамические грузила к неводам, ставным сетям. Все экспонаты археологического раздела найдены на территории сел Нижние Халбы и Средняя Тамбовка, нежилых поселений Пашни и Даунды учащимися под руководством В. И. Гейкера за период с 1991 по 2008 годы.

        Духовная культура нанайцев, содержащая в себе идеи неразрывной связи человека с природой, культа предков нашла отражение в коллекции бурханов, сэвэнов и амулетов для лечения различных болезней — это каменные и деревянные идолы, которые собрал и сделал В. И. Гейкер вместе с учащимися, членами археологического кружка. Эти экспонаты представлены вразделе «Молельня — святилище».

     Раздел «Жилище нанайцев конца 19 — начала 20 веков» полностью копирует нанайское жилище конца 19 века — это деревянные столбы, держащие крышу из жердей, стены — мазанки, маленькие окна, очаг с котлом, нары вдоль стен, дымоход под нарами.

           Одним из интереснейших экспонатов раздела «Амурские узоры» является мио — родовой стяг, который вывешивался нанайцами в праздничные дни для поклонения и пожелания членам семьи благополучия. В экспозиции также представлены повседневная и праздничная одежда мужчин, женщин и детей, деревянная и берестяная утварь, постельные принадлежности, изделия из бересты, тальника и камыша. Особую ценность представляют берестяные короба для хранения ценных вещей, выполненные в начале 20 века.

         Детская нанайская игрушка разделяется на игрушки для мальчиков и девочек. Игрушка для мальчиков — это уменьшенные копии орудий охоты, рыболовства, средств передвижения. Игрушка для девочек — куклы, музыкальные инструменты, изделия из рыбьей кожи.

        В музее оборудована мастерская рыбака, охотника по ремонту и шитью сетей, неводов, изготовлению лыж, нарт, охотничьего и рыболовного снаряжения и принадлежностей.

    Музейные материалы, посвященные истории села, школы, об участниках и ветеранах войны, трудового фронта широко используются учителями как в урочной, так и во внеклассной работе с учащимися.

        Большой вклад в развитие школьного музея внес Валентин Ильич Гейкер, член Союза писателей Российской Федерации, Ветеран труда, краевед и этнограф. В студенческие годы Валентин Ильич участвовал в археологических раскопках вместе с академиком А. Окладниковым, благодаря чему и был создан раздел музея «Археология». Материалы о жизни и творчестве Валентина Ильича: рукописи, фотографии, книги, исследовательские и проектные работы учащихся о писателе, его произведениях, собраны в школьном музее.

         Материалы музея активно используются учителями начальных классов, истории, литературы, родного языка, изобразительного искусства и технологии, географии, а также воспитателями МДОУ. На базе музея проводятся музейные уроки, встречи с Советом старейшин, занятия «Родительского всеобуча».